В подвесных мостах есть особое очарование. У каждого свой характер. Один спокойный, медлительный. Другой может оказаться «весь на нервах». Идешь по нему, а он под твоими ногами дергается, трясется, раскачивается. Но красивы все!
В этом путешествии посчастливилось познакомиться с двумя подвесными мостами в вепсских деревнях. Один в Шо́ндовичах. Другой можно считать своим домашним. Он соединял нашу деревню Средняя с деревней Ярославичи. Под обоими бежит река О́ять.
С любовью к подвесным мостам!
Мост в Шондовичах относительно молодой. Появился он после съемок фильма «Жили-были». Тот, что вы увидите в кино, смыло в половодье. Надо признать, новенький смотрится великолепно.
Наш «домашний» мост я старался навещать до рассвета. Сентябрь время туманов. Очень хотелось увидеть Оять, подвесной мост, Ярославичи на восходе и в тумане. Мечты сбываются!
Первое утро выдалось теплым, а потому чистым. В процессе фотосессии заметил, как со стороны Ярославичей кто-то зашел на мост. Собака, была первая версия. Пригляделся – да, это же лисица! Она остановилась, стала всматриваться в мою сторону. Решила не связываться с непонятным созданием, рядом с которым стоит что-то на трех ногах (штатив). Пошла по улице вдоль реки. Вскоре заволновались собаки.
Утром другого дня без особого оптимизма проснулся затемно. Глянул в окно и сон мгновенно пропал. Туман! Давно так быстро не собирался. Кто-то радуется покупке красивой вещицы. Коллекционера в трепет приводит новый экспонат в его коллекции, а для меня вот такие мгновения общения с природой и радость, и счастье, и воспоминания на долгие годы.
Вепсская кадриль
Для меня ценно общение с местными жителями. Только благодаря им можно немного узнать культуру, обычаи народа. Без этого путешествие может получиться ярким, но пресным. Организаторы тура такую возможность нам предоставили. Мы ходили в гости, посещали музеи, даже разучивали вепсскую кадриль.
Под вечер наш гид Олег дал команду собираться: «Едем на кадриль». Он же отвез нас в село Винницы в местный Дом культуры.
Участники фольклорного ансамбля в красивых народных костюмах сначала познакомили нас с историей вепсов. Перед нами разыграли кукольный спектакль. Такая подача исторического материала выглядит эффектно и увлекательно.
Затем были песни. Сначала на вепсском языке, следом перевод на русский. Вепсский язык сам по себе как мелодия.
Показали вепсскую кадриль. Восторг! Простые движения: притопнули ножкой, хлопнули в ладоши, подошли друг к дружке, отошли, покружились, повторили… Элементарно! Но, до тех пор, пока сам не попробуешь эти притопы. У меня «талант» к танцам с детства. Поэтому мастер-класс по кадрили наблюдал со стороны и документировал. В следующей, финальной части путевой заметки в видео есть его фрагмент.
Скажу откровенно, вечер получился душевным, веселым, приятным. Вспоминаешь его – теплеет на душе и тянет на размышления: «В таких селах и деревнях, в подобной «Малой России», хранится всё многообразии и одновременно индивидуальность большой России».
Считайте это высокопарным размышлением. Но, если вы живете в мегаполисе, оглянитесь вокруг. Каждый в нем стремится к собственной уникальности, пытается продемонстрировать свою индивидуальность. В итоге получается нечто скучное и усредненное: губки уточкой, картинная галерея на каждом теле, даже дыры на штанах схожи.
Вепсские сказки
Вечер. Всей нашей красивой компанией сидим за обеденным столом. Только что вкусно поужинали, выпили по рюмочке олудя, закусили.
Олег неожиданно взял с полки книгу.
– Сейчас нашу вепсскую сказку почитаю.
Читает. Мы замираем. Появляется ощущение, что он нас разыгрывает. Смотрит в книгу, а сам на ходу сочиняет страшилки, которые самому Кингу не выдумать.
Судите сами. Отец идет со своей дочерью подростком в лес. По какой надобности неважно. На привале батя начинает чудить. Пытается дочь совратить. Та не поддается, убегает. Папаша не растерялся, быстро отрезал свои «дразнилки» (вы же поняли что это). Бросает их в убегающую дочь. Дразнилки прилипают к ней и девица немеет. И так далее.
Мы стали восхищаться даром сочинительства Олега. Но он показывает нам страницы книги, а в них именно то, что он прочел. За столом возникла гоголевская немая сцена.
А какова Маша в сказке «Медведь и Маша»! Медведь к ней по-человечески относился. Ничего аморального взамен не требовал. Только петь заставлял. А эта Маша взяла, да и… Слезы в глазах стоят. Писать из-за этого не могу. Сказку можно найти в Интернете. Сами почитайте.
Кажется, бред. Но просто так в народе он возникнуть не мог. У вепсских сказок есть объяснения, разъяснения и своя мораль. Профессора их изучали, описали. Задачи пересказывать пояснения, у меня нет. Это лучше узнать на месте, вечерком в вепсской избушке, за рюмочкой о́лудя.
Деревянное зодчество
На памятной табличке церкви Георгия Победоносца в селе Родионово Ленинградской области читаю «Год постройки 1493». Смотрю на эту дату и цепенею. 530 лет! Иван Грозный еще не родился, а она уже служила людям.
Уникальность церкви Георгия Победоносца в Родионово еще в том, что она, как утверждают, ни разу не перемещалась. Полтысячи лет стоит на берегу озера Юксовское. Сколько могла бы рассказать!
Церковь не действующая. Рядом с нею построен новый храм. К преимуществам организованного путешествия можно отнести возможность попасть за закрытые двери. Нам разрешили войти внутрь. Удивительные ощущения! 530 лет тому назад, кто-то так же как ты стоял под этим куполом. Кем он был? О чем думал? Как ему жилось? Чем был озабочен?
Чувствуется, селяне с любовью относятся к церкви Георгия Победоносца. Не прошло пяти минут, как для нас открыли массивные двери, мы услышали озабоченные голоса, в храм вошла группа мужиков. Увидев смотрителя, успокоились.
– Смотрим, дверь открыта. Проверить решили.
Хочется пожелать храму, немому свидетелю здешней истории, долгих, долгих лет жизни.
Еще одной красавицей, чуть моложе, мы полюбовались в селе Щелейки – церковь Дмитрия Мироточивого. Построена в 1783 году. Пятиглавая церковь и звонница соединяются крытой галерей.
Фотографировать внутри церквей не стал. Почему-то было ощущение, что не надо этого делать.
Автор Александр Никитин | фото автора
Прочтите ещё:
Здорово, что такие древние церкви сохранились. Красивые. А церковь Дмитрия Мироточивого действующая?
Эти церкви не действующие. Но их без внимания не оставляют и изредка бывает проводят в них службу. Но очень редко.
Подвесные мосты, старые деревянные церкви — это и моя давняя любовь. И мосты, и церкви живут в постоянном общении с людьми. Тоже часто задумываюсь, сколько они могли бы рассказать.
Елена, рад, что мы на одной волне 🙂