На Большой Валдайской тропе

Большая Валдайская тропа. Часть 4 Выводы и лайфхаки

А стоит ли идти на Валдайскую тропу?

На вкус и цвет товарища нет. Лично я безумно доволен путешествием. Тропа мне показалась интересной, разнообразной, не скучной. Кому-то не очень понравились участки грунтовых проселочных дорог. Мне и они были симпатичны и милы.

Когда мне доводилось общаться с путниками на тропе, я спрашивал: «Порекомендуете ли вы эту тропу?» Все единодушно отвечали: «Обязательно!» Среди опрошенных были путешественники от, примерно, 7 лет, до 70. С разным уровнем подготовленности. Для кого-то это был первый в жизни поход, а кто-то оказался искушенным любителем маркированных троп, побывавший в Крыму, Карелии, на Байкале.

Трудно ли идти по Валдайской тропе? Важные лайфхаки!

Протяженность тропы 59 автономных километров. Я их прошел за 3 дня. Это возможно, но тяжеловато. Большинство поступают мудрее – отводят на прохождение 5 дней. В этом случае вы спокойной будете перемещаться от стоянки к стоянке. У вас будет время на полноценный отдых, купания, любования природой. В среднем между стоянками 11-13 км. Но…

ВАЖНО! Лайфхак 1

Помните, что я писал про стоянку Заборовье? Она безводная. Поэтому есть смысл проскочить ее транзитом. В этом случае пройти вам нужно будет примерно 16 км. за день, что очень даже реально. Для сравнения, мой километраж первого дня составил 29 км.

Моими самыми любимыми стоянками стали у озера Русское и Мысловичи.

Мой лагерь. Большая Валдайская тропа
Мои 5 звезд на озере Русское. Большая Валдайская тропа

Лайфхак 2

Валдайскую тропу я проходил в направлении от Валдая к Дунаевщины. В целом создается впечатление, что маршрут достаточно ровный по горизонтали. Да, есть холмики, есть овраги. Но, как показала жизнь, общий тренд этого направления – ненавязчивый набор высоты. Примерно 2/3 пути (по личным ощущениям) ты тихонечко, почти незаметно, идешь по дороге с уклоном вверх.

Капля за каплей камень точит. Так градус за градусом добавляет усталости мышцам. И когда я это понял, мне стало ясно, почему многие идут в обратном направлении от Дунаевщины к Валдаю. Для них этот общий тренд становится подспорьем. Задумайтесь об этом при планировании путешествия.

Как добраться до Дунаевщины?

С автостанции Валдай ходит автобус по маршруту Валдай – Демянск. Примерное расписание можно узнать на информационно-туристическом портале города. Но для надежности все же лучше уточнить его по телефонам 8 (81666) 2-91-81 (автостанция), или ООО Демянское АТП тел. 8 (81651) 4-23-21, +7 (81651) 4-22-32.

Есть вариант заброситься на такси. Будет быстрее, комфортнее, но дороже. Телефон круглосуточного такси Валдая 8 (816-66) 2-42-40, 55-55-65 (мобильный)

Лайфхак 3

Еще на этапе планирования, я обнаружил, что тропа заканчивается у порога кемпинга «Валдайская тропа». В эпизоде фильма, где я радуюсь финишу, он у меня за спиной.

Выяснилось, что на его территории можно разместиться со своей палаткой за умеренную плату (хочется надеяться, что она таковой и останется). Сразу родилась идея в завершающий день не торопиться, что бы, во что бы то ни стало поспеть на автобус, а идти в свое удовольствие и остановиться на ночь в кемпинге. Отдохнуть, выспаться, сходить в душ, привести себя в порядок перед выходом в цивилизацию.

Я связался с кемпингом. Согласовал свое намерение. Знаете, это решение было невероятно удачным и правильным. Девчата администраторы, спасибо вам за добрую встречу и гостеприимство!

Кемпинг стоит на берегу красивого озера, территория большая, ухоженная. Есть цивилизованные туалеты и ДУШ! При желании можно заказать питание.

Друзья, я однозначно рекомендую вам совершить такой маневр. После тропы здесь я ощутил полный релакс, особенно после душа и двойной порции Доширак.

Когда я решу еще раз пройти Большую Валдайскую тропу, буду стартовать от Дунаевщины и перед стартом точно проведу ночь в кемпинге. Отдохну с дороги, а утром, со свежими силами, можно будет отправиться по маршруту. Это разумно. В этом трекинге первый мой день получился бессонным.

Как уехать в Валдай с финиша Большой Валдайской тропы

Я уезжал местным автобусом Демянск — Валдай. С остановки Дунаевщина он отправляется в 14:15. Стоимость проезда составила 170 р. Будет не лишним время отправления уточнить. Кто же знает, что станется с расписанием через год-другой: 8 (81666) 2-91-81 (автостанция Валдай), или ООО Демянское АТП тел. 8 (81651) 4-23-21, +7 (81651) 4-22-32.

Если вы, как и я, решите отдохнуть в кемпинге «Валдайская тропа», то путь от его ворот до остановки займет 15 минут расслабленного хода. Но выйти стоит заранее. Автобус может прибыть чуть раньше и ждать не станет. Кто-то советует просто подождать у ворот и остановить автобус методом голосования. Я не стал искушать судьбу и дошел до остановки, потому что водитель имеет полное право вне остановочного пункта вас проигнорировать.

Еще есть вариант выехать с финиша – заказать трансфер в кемпинге. Его стоимость можно узнать у них на сайте. Но автобусом будет дешевле.

Что мне выносило мозг во время трекинга

Это не комары. Это мусор, который попадает в обувь. Даже если идешь по хорошей проселочной дороге, не лезешь через буреломы, все равно какая-нибудь еловая иголочка, микроскопический камешек, умудряются попасть в ботинок.

И ты больше ни о чем не можешь думать, как только об этом. Кажется, в чем проблема? Когда на спине рюкзак весом 5-7 кг. не задумываясь наклоняешься и очищаешь башмак. Но при весе рюкзака 22 кг. сам процесс его одевания и сбрасывания его та еще история. Стараешься по возможности ее избегать.

Но бесконечно терпеть мусор в ботинке нельзя. Можно загубить ноги. Так и приходится делать незапланированные остановки.

В эти моменты я решил обзавестись туристическими гамашами. Что и сделал, вернувшись домой. Успел их протестировать. Доволен. Теперь без них никуда.

Гамаши (гетры) туристические — где покупал, сколько стоят, какие выбрал, впечатления от их применения и что стоит учесть покупая гамаши онлайн.

Что я не учел

Была у меня благородная идея после завершения маршрута, вернуться в Валдай и побродить по городу. Но планы скомкались из-за одного нюанса. Ни на автостанции, ни на железнодорожном вокзале не оказалось камеры хранения. Попытки договориться с сотрудниками вокзала оставить где-нибудь рюкзак, успехом не увенчались. Перспектива бродить по городу с увесистой поклажей за спиной не радовала.

Как решить эту задачку я так и не придумал. Поэтому знакомство с городом не состоялось. Куда я все же съездил на такси – музей колоколов. Быть на Валдае и не соприкоснуться с историей валдайских колоколов, совсем непростительно. К тому же валдайский колокольчик отличный сувенир.

Остальное время, в ожидании поезда, пришлось отдыхать в скверике у вокзала. Так что имейте этот нюанс в виду. Если у вас есть рецепт выхода из этой ситуации – поделитесь им, пожалуйста!

Мой бюджет трекинга по Большой Валдайской тропе

Мне кажется, что расписывать траты с точностью до каждого сникерса, смысла нет. Бюджет сложился из следующих расходов:

  • походное питание: сублиматы, мое джерки, сушеные бананы, вкусняшки, чай…
  • газ для туристической горелки
  • такси, метро, местный транспорт
  • камера хранения на железнодорожных вокзалах Москвы
  • питание в кафе в пути (не питайтесь в кафе на железнодорожных вокзалах – дорого и качество не впечатляет)
  • оплата путевки в национальный парк «Валдайский» и стоянок
  • аренда места под палатку в кемпинге «Валдайская тропа» (500 р./сутки)
  • посещение музея колоколов в Валдае
  • сувениры
  • ж/д билеты Москва – Валдай и Валдай – Москва (расходы на проезд до Москвы от места жительства и обратно в этих расчетах не учитывал. У вас они будут свои)

Это основные статьи расходов. Суммируя их, бюджет трекинга по Валдайской тропе составил 10 680 рублей.

Анализируя эти траты, можно констатировать, что существенно их увеличивают радости на железнодорожных вокзалах. Камера хранения мне обходилась в 600 рублей. Воспользоваться ею пришлось дважды, значит, сумму удваиваем. Про питание на вокзалах уже упомянул. Пятая часть от этого бюджета – расходы на ж/д билеты.

В целом, для российских реалий бюджет, на мой взгляд, приемлемый, особенно с учетом тех впечатлений, эмоций, воспоминаний, которые я привез домой и которые останутся со мной навсегда.

Последствия трекинга по Большой Валдайской тропе

Они для меня оказались серьезными!

Есть знаменитая цитата Михаила Пришвина: «Потому мы и радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя». Многие начинают иронизировать на эту тему, мол, не надо выходить из себя. Ирония вызвана незнанием. Обычно цитата приводится фразой, вырванной из контекста. Вот как она выглядит без сокращения:

«Отдыхающие медленно, как сонные, бродят по зеленеющему лесу, и я слышал сегодня — один сказал другому: «Наконец-то, кажется, я начинаю приходить в себя».

Мне хотелось спросить его: «А где же ты был до сих пор?» И, подумав, ответил за него: «Я был до сих пор в распоряжении чужой воли».

Так, наверно, потому мы и радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя»

Большая Валдайская тропа. Висячий мост
Висячий мост на тропе вызвал бурю эмоций. Я минут 40 ходил по нему туда-сюда

Главное последствие трекинга в том и заключается, что на тропе я пришел в себя. Да так основательно, что, вернувшись домой, дня четыре не мог понять: «Где я? Зачем я здесь? Чем мне здесь заниматься?»

Тело вернулось, а сознание, душа зацепились за еловые лапы и догонять меня не торопились. Перезагрузка произошла потрясающая. Ради этого, на мой взгляд, хотя бы раз в год, надо выходить на подобные маркированные тропы, да и просто тропы.

Другим последствием можно считать то, что начались серьезные денежные траты, потому что появились мечты, которые подстегнули к обновлению снаряжения. То, что тропки, проселки, дороги вызывают стойкую зависимость – давно установленный факт. Вы готовы к этому? Тогда до встреч на тропках и дорожках!

Александр Никитин

Друзья, любители путешествий по России! Поделитесь с единомышленниками вашим опытом, впечатлениями, приключениями. Кто-то непременно вдохновится вашим рассказом и последует вашему примеру. А это значит, что ответственных, вдумчивых туристов на просторах России станет больше и встречи на тропках, проселках, дорогах будут радостнее и приятнее. Пишите. Обсудим.

Прочтите ещё:
Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *