О том, что существует ретропоезд «Селигер», узнал случайно, когда выяснял, как добраться в Осташков. Неожиданно попалась информация, что по выходным дням между Бологое-Московское и Осташковым ходит состав на паровозной тяге. Интересно! Тут же подстроил план поездки под этот паровоз.
Начало ретропоездки
Оказывается, регулярный пригородный поезд на паровозной тяге запустили в 2018 году. Билет на него можно купить в приложении, возле вагона у проводников, или в кассе вокзала. Я пошёл в кассу, потому что только там вам дадут симпатичный сувенирный билет.

Вокзал Бологое-Московское – это старинное здание, построенное по типовому проекту в середине 19 века. Похожее вы увидите, например, в Твери. Почему станция имеет уточняющее название «Московское»? Потому что есть родственная – Бологое-Полоцкое.

Ретропоезд «Селигер» начинает возбуждать туристов задолго до его подачи на посадку. Пассажиры пытаются угадать, где, в каком месте перрона будут лучшие ракурсы. Переходят с места на место, суетятся.
Волнение усиливается, когда пыхтя, посвистывая, появляется он – легендарный паровоз серии «Л», который железнодорожники зовут «Лебедянка» (по фамилии главного конструктора Льва Лебедянского).
Современное ретро
Ретропоезд «Селигер» состоит из двух вагонов. Построены они на Тверском вагоностроительном заводе, стилизованны под 50-е годы XX века. Начинка современная: удобные кресла, кондиционеры, биотуалеты. Стены вагонов украшены ретрофотографиями начала XX века, относящимися к периоду строительства этой магистрали.

Сохранилось главное – характерное подёргивание и убаюкивающий ритм движения на паровозной тяге, запах угольного дымка, который слегка проникает в вагон. Всё это невозможно испытать и прочувствовать во время поездки на современных составах.
Остановка в Куженкино
Приятный бонус. Ретропоезд «Селигер» во время движения в Осташков делает 30-минутную остановку на станции Куженкино. На ней паровоз заправляется водой, а пассажиров угощают бесплатной экскурсией по станционному комплексу.

Станция Куженкино превратилась в настоящий музей под открытым небом. Здесь можно увидеть экспозицию, рассказывающую об истории железной дороги, дом путевого обходчика, водонапорную башню, ретираду. В здании вокзала можно побывать в зале ожидания, в кассовом зале. У желающих будет возможность попробовать себя в роли стрелочника (причём, без уголовных последствий).





Паровоз нервничает. То и дело подаёт призывные гудки. Вагоновожатые с трудом загоняют пассажиров в вагоны.
Прибытие в Осташков
Три с половиной часа пути пролетели незаметно. Обратный путь быстрее, потому что нет большой остановки в Куженкино.

На перроне в Остакшково пассажиры не спешат уходить от «Лебедянки». Готовятся к фото и видео съёмке. А паровозик не возражает. С удовольствием позирует, шипит, гудит, пыхтит.
Впечатления
Ретропоезд «Селигер» – это маленькое путешествие во времени. Особенно ценно, что этот маршрут – не просто туристический аттракцион, а действующий пригородный поезд, которым пользуются местные жители. Кстати, об этом стоит помнить, потому что в разгар туристического сезона, в пору наплыва туристов, два вагона состава могут плотно заполниться пассажирами.
Автор Александр Никитин | фото автора

Осторожно! Впечатления малыми, но частыми дозами, вызывают зависимость. Короткие путевые заметки, красивые места, координаты, юмор в
телеграм-канале Микропутешествия
Присоединяйтесь!
Прочтите ещё: